Последние годы значительное распространение получила практика передачи в аренду предпринимательским структурам природных водных объектов, которые для близлежащих населённых пунктов длительное время выступали источником сельскохозяйственного и бытового водоснабжения, рыбной ловли и отдыха. Как правило, новые пользователи водоёма, сделав определённые «откаты» органам местного самоуправления или государственным администрациям, получают право пользования важным элементом национального богатства без надлежащих правовых и производственно-технических предпосылок. В конечном итоге они монополизируют это право, используя водный объект в своих корыстных целях, которые не всегда корреспондируются с требованиями природоохранного законодательства и интересами местного населения. Во многих населённых пунктах имеют место вопиющие факты, когда местное население, годами купавшееся, бравшее воду для полива огородов, ловившее рыбу, не имеет возможности даже приблизиться к арендованным водоёмам. Многократные иски в судебные инстанции о необходимости разрыва незаконных договоров аренды водных объектов наталкиваются на сопротивление лоббистов интересов новоиспечённых арендаторов – в преобладающем количестве местных нуворишей и правовых нигилистов. В большинстве случаев при рассмотрении споров между арендаторами и местным населением интересы первых отстаивают представители государственной экологической инспекции и управлений охраны окружающей природной среды, что создаёт простым людям ещё больше барьеров для возвращения водных объектов территориальным общинам.
Значительного количества фактов незаконной передачи местными властями важных для местного населения водных объектов в аренду можно было бы избежать, если бы отечественные законодатели создали необходимые институциональные предпосылки для передачи водоёмов, пребывающих в государственной собственности, в коммунальную, а также для создания форм самоорганизации населения (отдельные виды государственно-частного партнёрства), которые сами взяли бы приближённые к населённым пунктам водоёмы в аренду.
Передача водных объектов в аренду, как правило, проходит без проведения аукционов, что не всегда даёт возможность передать объект наиболее эффективному пользователю. Очень часто договора аренды заключаются без соответствующего оповещения местного населения (отсутствуют уведомления в местной прессе о проведении аукциона относительно передачи водного объекта в аренду), что не позволяет местному населению высказать своё несогласие в связи с передачей водных объектов конкретному человеку или предпринимательской структуре. К сожалению, отечественное законодательство имеет очень много изъянов, позволяющих арендатору определять условия использования водоёмов на дискриминационных по отношению к местному населению условиях. Совсем не отработан механизм возмещения арендатором убытков местным жителям вследствие их отчуждения от водного объекта, который перешёл в аренду.
Решили чукчи Путину охоту устроить, а заодно и посмотреть, какой он охотник. Выбрали самое лучшее ружье, почистили его, смазали. А чтобы Путину особенное удовольствие доставить, поймали трех кабанов, по табличке к каждому привязали - Гусинский, Березовский, Абрамович, - и в лес обратно отпустили. Идет Путин по лесу, вдруг из кустов Гусинский выбегает и прочь бежит, что есть силы. Путин вскинул ружье. Бабах - наповал. - О, Путин быстрый охотник, однако, - сказали чукчи. Идет Путин дальше, вдруг видит - далеко-далеко Березовский стоит. Прицелился Путин не спеша. Бабах - завалил Березовского. - О, Путин меткий охотник, однако, - сказали чукчи. Тут, совсем близко, из-за березы Абрамович выходит. Направил Путин на него ружье, но стрелять не стал, а полез в карман, достал пригоршню желудей и кинул их Абрамовичу. - О, Путин хитрый охотник, однако, молодой зверь сразу не убивает, а массу набрать дает, - сказали чукчи.