Последние годы значительное распространение получила практика передачи в аренду предпринимательским структурам природных водных объектов, которые для близлежащих населённых пунктов длительное время выступали источником сельскохозяйственного и бытового водоснабжения, рыбной ловли и отдыха. Как правило, новые пользователи водоёма, сделав определённые «откаты» органам местного самоуправления или государственным администрациям, получают право пользования важным элементом национального богатства без надлежащих правовых и производственно-технических предпосылок. В конечном итоге они монополизируют это право, используя водный объект в своих корыстных целях, которые не всегда корреспондируются с требованиями природоохранного законодательства и интересами местного населения. Во многих населённых пунктах имеют место вопиющие факты, когда местное население, годами купавшееся, бравшее воду для полива огородов, ловившее рыбу, не имеет возможности даже приблизиться к арендованным водоёмам. Многократные иски в судебные инстанции о необходимости разрыва незаконных договоров аренды водных объектов наталкиваются на сопротивление лоббистов интересов новоиспечённых арендаторов – в преобладающем количестве местных нуворишей и правовых нигилистов. В большинстве случаев при рассмотрении споров между арендаторами и местным населением интересы первых отстаивают представители государственной экологической инспекции и управлений охраны окружающей природной среды, что создаёт простым людям ещё больше барьеров для возвращения водных объектов территориальным общинам.
Значительного количества фактов незаконной передачи местными властями важных для местного населения водных объектов в аренду можно было бы избежать, если бы отечественные законодатели создали необходимые институциональные предпосылки для передачи водоёмов, пребывающих в государственной собственности, в коммунальную, а также для создания форм самоорганизации населения (отдельные виды государственно-частного партнёрства), которые сами взяли бы приближённые к населённым пунктам водоёмы в аренду.
Передача водных объектов в аренду, как правило, проходит без проведения аукционов, что не всегда даёт возможность передать объект наиболее эффективному пользователю. Очень часто договора аренды заключаются без соответствующего оповещения местного населения (отсутствуют уведомления в местной прессе о проведении аукциона относительно передачи водного объекта в аренду), что не позволяет местному населению высказать своё несогласие в связи с передачей водных объектов конкретному человеку или предпринимательской структуре. К сожалению, отечественное законодательство имеет очень много изъянов, позволяющих арендатору определять условия использования водоёмов на дискриминационных по отношению к местному населению условиях. Совсем не отработан механизм возмещения арендатором убытков местным жителям вследствие их отчуждения от водного объекта, который перешёл в аренду.
- Когда я в армии служил, конечно, туго приходилось: в противогазе почти задыхаешься, по спине автомат бьет, гимнастерку хоть выжимай, сапоги полные пота, а жена полковника все не унимается!